Комментарий Дж. Локхарда
"Слово о Драконе" - цикл из нескольких повестей и романов, занимающий ведущее
место в творчестве Павла Шумила. Заглавный роман цикла представлен на этой
странице.
Роман "Слово о драконе" - весьма нестандартное и неожиданное произведение.
Автору удалось отыскать в, казалось бы, давно исследованных лесах Фантастики
совершенно новые дебри для исследований. А именно - написать научно-фантастический
роман о технодраконе - классическом сказочном существе с ярко выраженной
формой технофилии. Однако это не просто роман о драконе, летающем на вертолётах
- это прежде всего гимн энергии и воле главного героя. Можно с достаточной
долей уверенности утверждать, что в фантастике последних лет не удастся
найти героя со столь же сильным и ярким характером, коим обладает Дракон.
Разве что Абу-т Тайиб Аль Муттанаби у Г.Л. Олди, но и он борется за себя
- в то время как Дракон сражается за других.
Написать в короткой рецензии, сколь приятное впечатление оставляет роман,
просто невозможно. Книгу надо прочесть. Хорошим свидетельством незаурядности
"Слова" служит активная дискуссия в Сети по поводу этого произведения -
трудно припомнить иной случай, когда не изданный на бумаге роман привлёк
бы такой интерес читающей аудитории Сети и участвовал бы в рейтингах наравне
с изданными. Сейчас, когда цикл готовится к изданию, армия его поклонников
стремительно растёт. Некоторые наиболее интересные мнения о книге, отобранные
самим автором, вы сможете найти в секции "Рецензии"
- однако, рекомендуется вначале прочесть роман. Благо от него очень трудно
не получить удовольствия.
Итак, в путь - знакомтесь с могущественным Технодраконом, главным героем
прекрасного романа Павла Шумила.
Дж.Локхард
Слово о Драконе
(Оn-line версия)
Слово о Драконе
(Download, размер ZIP-архива 184 кб)
Вы хотите купить эту книгу?
(К вашим услугам интернет-магазин "ОЗОН")
Cлово Сергею Переслегину ...
(Фрагмент внутриредакционной рецензии)
[ . . . ]
"Слово о драконе"
Как я уже написал, это, несомненно, лучшее произведение П.Шумила - в этой
повести проявляются все достоинства цикла и практически нет характерных
для авторов недостатков. Книга продумана. Поступки героев мотивированы,
все задачи решаются в рамках ситуации без изобретения новых сущностей.
Несмотря на название, а также на то, что главным героем повести (и
рассказчиком) является дракон, произведение относится к чистой сайенс
фикшн без малейшего признака фэнтэзи.
Сюжетная завязка заставляет вспомнить "Девять принцев Эмбера" Р.Желязны
(и не только!): главный герой, лишившийся памяти, пытается вспомнить, кто
он и что он делает на средневековой планете, где драконы, как биологический
вид, начисто отсутствуют. Замечу, что в рамках повести ни на один из вопросов
читатель (равно, как и дракон) не получит осмысленного ответа - только
намеки. Во второй повести цикла автору взбрело в голову "все объяснить"
- и совершенно напрасно. Именно атмосфера чуть-чуть приоткрывающейся тайны
была одним из достоинств "Слова..."
Дракон, себя не помнящий и совершенно негуманоидный, однако, имеет менталитет
человека, причем человека, тесно связанного с нашим Отражением (Любимое
ругательство "Массаракш", себя называет "зеленый чешуйчатый", историкам
хочет дать "хвостом по голове".) Вообще книга (в меньшей степени и остальные
произведения цикла) полны скрытых и явных цитат и намеков.
Дракон полуслучайно вмешивается в местные средневековые обычаи - спасает
девушку, которую церковь собиралась сжечь на костре, после чего вынужден
начать заниматься прогрессорской деятельностью в особо крупных масштабах.
Несмотря на трагичность многих происходящих в тексте событий, дракон сохраняет
чувство юмора, а автор - легкий ироничный стиль. Может быть, это главное
достоинство: "Слово о драконе" - лукавая и добрая книга.
Автор применяет не вполне обычный прием: многие штампы классической фантастики
едва ли не жюльверновского периода применены им не как пародия, но всерьез
- на современном литературном и техническом уровне. Половину книги Дракон
занимается расконсервацией космической базы. Процедура описана в подробностях
- от строительства ветряного электрогенератора до борьбы с паролем главного
компьютера базы. (По-моему, последний раз нечто подобное делали в "Эдеме"
Ст. Лема, то есть очень давно.) Так вот, "производственный роман" из жизни
драконов было интересно читать.
Борьба Дракона и девушки по имени Лира с церковью идет с переменным успехом,
настраивая читателя на привычный со времен твеновского "Янки..." конфликт
цивилизации и инквизиции. Однако, карты неожиданно смешиваются, и оказывается,
что церковь Пришествия совершенно не похожа на средневековый земной католицизм
или Арканарский Святой Орден. Классическим построением сюжета автор выделяет
совершенно неклассическое содержание: идею информационной сверхпроводимости,
гипотезу отсутствия культурного шока и "право разума на возвышение".
Текст изобилует умными героями (Дракон, Лира, Анна, Тит Болтун, церкачи).
В сущности, героев глупых в повести просто нет... и это чертовски приятно.
Книга хорошо написана, читается легко. Как показали "испытания" вызывает
интерес у читателей в возрасте от десяти до пятидесяти лет с образованием
от начального до высшего. Содержащиеся в повести элементы мелодрамы лишь
способствуют читательскому интересу.
Издание этой повести с моей точки зрения весьма желательно. Я был бы рад
написать к "Слову о драконе" развернутый комментарий (послесловие).
Апрель 1998 г. Переслегин С.Б.
|