Рецензия Сергея Плетнева на цикл "Слово о Драконе".
Сергей Плетнев: "Аспекты эволюции драконов"
(Абсолютно ненаучное драконоведческое исследование по Павлу Шумилу)
Как сказал классик, нужно брать музыку у народа
и только обрабатывать ее... Так я и делаю. Поэтому,
когда сегодня берешь у композитора - это, собственно
говоря, берешь у народа; берешь у народа - берешь
у себя. И главное, чтобы музыка была твоя. И кто говорит
- плагиат, я говорю - традиция...
(Ю.Энтин. Пиф-паф, ой-ой-ой!)
Я грязью из-под шин плюю в чужую эту колею.
Эй вы, задние, делай как я, это значит: не надо за мной.
Колея эта только моя,
Выбирайтесь своей колеей, выбирайтесь своей колеей.
(В.Высоцкий. Колея)
Дракон! После стольких лет поисков, размышлений,
неудач он все-таки увидел живого дракона!
(К.Саймак. Заповедник гоблинов)
В Школе Гед прочитал о драконах все, что можно
было найти в древних книгах, но одно дело читать о
них и совсем другое - встретиться лицом к лицу.
(У.Ле Гуин. Волшебник Земноморья)
Все течет, все изменяется. Нельзя дважды войти в одну и
ту же реку (опять цитата!). Изменяются герои Федора Михайловича
Достоевского, да и герои других авторов тоже. Изменяются
сюжеты, накапливается опыт. И не зависит это от того,
пишет автор философский трактат или любовный роман. И вот
смотрите - уже рыцарский средневековый роман (вспомните
хотя бы "Замок Отранто") расщепляется на современные ужастики
и фэнтези.
Точно так же технократическая фантастика времен
Советского Союза плавно и незаметно перерастает в современную
русскую фэнтези. Это не плохо и не хорошо. Это естественно.
Все вокруг развивается, движется... И вот уже нет такой
святой веры в руки-крылья и сердце-пламенный мотор. Их
сменили другие взгляды на мир и на людей, и все чаще стали
возникать мысли, что если и нет предела совершенству, то не
за счет технических достижений. "Что-то физики в почете,
что-то лирики в загоне" - извечный спор шестидесятых. Уже
и вспомнить трудно, кто это сказал. Но это было так давно.
И вот уже по всему миру семимильными шагами движутся
рыцари и драконы, гномы и эльфы, оборотни и великаны,
среди этих несметных полчищ все чаще и чаще проскакивают
могучие русские витязи, а мс строят всевозможные пакости
(а иногда помогают) лешие, кикиморы и прочая, такая родная
нашему читателю отечественная нечисть.
Но...
Но есть вещи не меняющиеся от века к веку, от книги к
книге. Драконы - известные всем и в то же время загадочные
для каждого из нас. Со времен старых добрых английских
сказок драконы дожили до наших дней, и еще как дожили.
Они заполнили все. Нет, по-моему, ни одной фэнтезийной
(и не только) книги, где бы они не были хотя бы упомянуты.
Их убивают рыцари, забивают дубинами предприимчивые
крестьяне, с ними сражаются могущественные маги, их
отравляют (в прямом и переносном смысле) слабые женщины,
а они, погибнув, оживают в новом произведении. Такие
вот "птицы фениксы современного средневековья". Оживают
и принимаются опять за свое. Крадут принцесс, охраняют
несметные богатства, нападают на караваны, требуют дань с
городов. То есть занимаются тем, чем и должен заниматься
нормальный среднестатистический дракон. Казалось бы, что
еще можно ждать от дракона?
Конечно, образ дракона изменчив. Восходя к древнейшим
змеям (нагам), он символизирует мудрость и коварство,
жестокость и жадность. Реже, выпадая из общего ряда, некий
отщепенец заводит дружбу с рыцарями и принцессами и очень
обижается, если у его носа какой-нибудь неуемный вояка
начинает размахивать мечом. Но все же... Дракон - традиционный
символ зла, изощренного, лишенного всякой жалости,
обогащенного огромным житейским опытом (драконы никогда
не умирают естественной смертью!).
Д р а к о н.
Вы знаете, в какой день я появился на свет?
Л а н ц е л о т. В несчастный.
Д р а к о н.
В день страшной битвы. В тот день сам Атилла
потерпел поражение, - вам понятно, сколько воинов надо было
уложить для этого? Земля пропиталась кровью. Листья на деревьях
к полуночи стали коричневыми. К рассвету огромные черные грибы
- они называются горбовики - выросли под деревьями. А вслед за
ними из-под земли выполз я. Я - сын войны. Война - это я. Кровь
мертвых гуннов течет в моих жилах - это холодная кровь. В бою я
холоден, спокоен и точен.
(Евгений Шварц. Дракон)
Этим все сказано... Но вот среди полчищ подобных
драконов появилось нечто... скажем, не совсем вписывающееся
в общепринятые рамки. Такая белая ворона драконьего племени.
Он не делает ничего такого, что делало бы его похожим
на других драконов, а поступки его ставят в тупик
любого. Узнали этого представителя отряда драконов? Нет?
Тогда познакомьтесь: Мастер, Великий Дракон или Коша
- дракон из сериала Павла Шумила. Давайте рассмотрим
его поближе. Дракон по Шумилу - кто же он? Жестокая
и умная боевая машина или веселый любитель сокровищ и
принцесс? Или что-то особенное...
По внешнему виду... ну не писать же тут в очередной
раз, как выглядит обычный взрослый дракон, его каждый видел
(хотя бы во сне или мечтах). Все на месте. Голова на своем,
крылья на своем. Даже хвост есть. В чем же главное отличие?
А вот мыслит он как человек. Что же такое случилось, к чему
бы это? Да все очень просто: это не сказочный дракон, а
человек в теле дракона. Технические возможности цивилизации
таковы, что уже можно создать себе любое тело. Ну не получилось
у героя создать себе человеческое тело с неограниченными
возможностями, не смог он. Ничего: дракон - тоже человек,
хоть рогатый и с крыльями. А то, что крыльями можно и не
махать, так кто про это знает? Вот только родства не помнит
своего. Историю помнит - опять-таки не та история. Кто сам
и откуда - тоже не помнит. Зато знаний - на пять гениев
сразу. И музыку напишет, и картину нарисует. Опять-таки с
поэмами и балладами - затруднений никаких. В компьютер влезть
- тоже нет проблем, даже если пароль забыл. А уж поднять
уровень цивилизации со средневекового уровня хотя бы до
двадцать второго века Земли - мечта жизни! В что средневековый
пейзаж вокруг - так это же не Земля, это совсем другая
планета, да еще в параллельном измерении. Да и люди поступают
так, как им и положено, - на то они и люди, а не драконы
какие-нибудь.
И вот карточный домик фэнтезийных декораций
моментально разваливается под мощным прогрессорским натиском
главного героя. Технократическая цивилизация тяжелой, но
уверенной поступью движется по крестьянским полям и замкам
влиятельных сеньоров. Вот уже простая крестьянка может
поболтать с подругой не выходя из дома, а не за горами тот
момент, когда молодые и уверенные в себе герои под чутким
руководством своего неизменного (и неуязвимого) лидера
вырвутся в космос и понесут свои знания соседним мирам,
прозябающим в невежестве и отсталости. Новоиспеченный
янки при дворе инопланетного короля Артура. Но есть одна
разница. Люди сами хотят этих изменений, они им нравятся,
их принимают.
Весь цикл - это гимн техническим возможностям
человека-дракона, лишенного присущих обычному человеку
недостатков и ограничений. Правда, по наследству ему от
своих соотечественников досталось немногое. Но главное, что
ему все-таки досталось, - это вера в безграничность своих сил
и возможностей. Надо - восстановим разрушенную неумолимым
временем базу, надо - построим новую, надо - соорудим
современную технику и обучим владению ею друзей и соратников,
надо - сокрушим могущественных противников прогресса.
Да, конечно, у героя обязательно есть противники.
Но противники ли они ему по-настоящему? Сначала они
представляются прозябающими в невежестве и косности. Но на
деле они - средоточие знаний, да и цели у них, оказывается,
те же, только путь они избрали иной, да еще и внутренние
противоречия, борьба взглядов и мнений... И вот уже в
лагере бывших противников появляются сторонники, да не
простые, а определяющие их политику.
Есть, правда, еще одна маленькая, ну совсем крошечная
проблемка. Главный герой одинок. Конечно, у него есть верные
друзья и соратники, но они - люди. Именно люди - на двух
ногах и без крыльев. Но ведь возможности человеческой мысли
безграничны. И все решается блестяще. Если генетическими
методами можно получить одного дракона - почему бы не
создать ему пару? А затем еще проще, и размножаться драконы,
оказывается, могут, да и лучших друзей в драконьи тела
пересадить - пара пустяков. Правда, не все этого хотят, хотя
возможностей у драконов гораздо больше. И летать можно, и
бессмертие опять же. Только вот почему-то не все люди хотят
бессмертия таким путем... и в этом тоже есть определенный
смысл.
Ведь что важно? Важно, что весь цикл - это сага о
сосуществовании двух биологических видов, собственно, людей
и людей-драконов - людей и нелюдей одновременно. Да, люди
и драконы могут жить в мире и понимании, только для этого
нужно понять друг друга. Поставить себя на место другого, и
тогда все становится на свои места. Сразу исчезают проблемы
и комплексы. Драконы все же, несмотря ни на что, были и
остаются людьми. Точнее, Людьми. Наверное, еще большими
Людьми, чем люди, их окружающие. Они совершают ошибки и
промахи, и они отнюдь не идеальны. Что послужило причиной
такой человечности? Может быть, их неуязвимость или
огромный объем знаний, а может быть, накопленный жизненный
опыт? Но ведь именно человек со своей уязвимостью и
ограниченностью возможностей сумел создать себе такое тело,
именно человек положил начало драконьему племени, а кроме
всего прочего, зная о своем несовершенстве и уязвимости,
эти люди готовы были отдать жизнь за своих друзей-драконов.
Именно понимание этого и долг перед людьми делает этих
драконов настоящими Людьми, правда, со всеми присущими
драконам недостатками в виде бессмертия.
И еще. Когда же люди будут жить счастливо? Может быть,
когда они начнут чувствовать переживания друг друга? Несколько
абсурдно звучит для человека. Не потому ли автор вложил
такую возможность в общение между драконом и человеком?
Не потому ли автор сделал только попытку, причем неудачную,
развить эти свойства в человеке (повесть "Адам и Ева - 2)?
Проблема еще только поставлена. Может быть, автор, а может,
тот, кто подхватит эту эстафетную палочку, смогут решить ее?
А может, ее вообще не надо решать? Но это уже вопрос будущего.
Как всегда, не все части цикла равнозначны. Самая
первая все-таки самое-самое. Да и вторая часть, "Последний
Повелитель", ничуть не хуже. Дальше идет извлечение из
найденного клада всего, что только можно. "Давно забытая
планета", как и "Дракон замка Конгов", вполне добротные
вещи, но... Однако дальше неожиданный скачок, и вот новая
жемчужина - перед вами "Стать драконом" и "Осколки Эдема".
Если вы не достали первых книг и начали с них, то можно
считать, что именно это - начало. "Иди, поймай свою звезду",
"Караван мертвецов" и "Адам и Ева - 2" - тоже неплохо, но
все в мире относительно.
Прав тот, кто что-то делает. Критиковать можно все,
это проще. Н.А.Бердяев говорил: "Лучше быть второразрядным
творцом чего-то, чем перворазрядным творцом о чем-то".
Павел Шумил рискнул творить свое "что-то". Рискнул творить
и получил результат. А где взять идеальных писателей? Даже
те, кого мы считаем классиками, далеки от абсолютного
совершенства. В любой книжке можно найти кучу несоответствий
мировым закономерностям. Можно накопить определенное число
стилистических и грамматических ошибок. Можно придраться...
Но стоит ли это делать? Ведь читается. На одном дыхании,
с бессонными ночами и красными от усталости глазами. Значит,
что-то в этом есть, значит, вещь удалась. Жалко только, что
очень мало, что продолжения, наверное, и не дождешься, а
если оно появится, быть может, окажется хуже...
И все-таки очень здорово. Здорово, что кто-то сумел
взглянуть на драконов по-новому, открывая, быть может, новое
направление (говорят, что все новое - это хорошо забытое
старое) в современном драконоведении, направление, которое,
несомненно, займет надлежащее ему место. А может быть, про
драконов еще не все сказали? Может, дракон - это что-то
совсем другое?
Правда, за драконами не видно еще одной идеи, быть
может, более глубокой, чем замысел о драконах. В книге часто
мелькает знакомое слово "прогрессоры". Второй план книги
оказывается более мощным, полемичным, что ли, чем первый.
"... Но стоит ли лишать человечество его истории?
Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли
это то же самое, что стереть это человечество с лица земли
и создать на его месте новое?"
(А. и Б. Стругацкие. Трудно быть богом)
Как просто решить эту проблему, если ты поставлен в
безвыходное положение. Но кто, как не автор, ставит героя в
то положение, в котором мы его видим?
Книги Павла Шумила невероятно эклектичны. Это
традиция "старой фантастики". Сотни разных общечеловеческих
вопросов возникают, иногда решаются, но чаще остаются
открытыми. Проблемы любви, дружбы, умения понимать друг
друга, существования идеальной семьи и, венца всему
- идеального общества. Незаслуженно забытые идеи и традиции
старой школы мастеров советской фантастики. Что плохого
можно увидеть в здоровом оптимизме, вере в Человека, в его
будущее - красивое и радостное?
Серия о драконах вобрала в себя идеи не только
Стругацких, но и развила замыслы Казанцева и другмх, ныне
почти забытых авторов. Заслуженно ли забытых? Но это уже
тема для отдельного разговора.
Сергей Плетнев
---------------------------------------------------
Статья перепечатана из альманаха "Наша фантастика". М., 2000.
|